пятница, 14 ноября 2014 г.

Искусство в массы. Бижутенрный "фаст фуд"


Эпоха гламура - возвышение материальных ценностей над духовными, проникновение искусства в массы, как следствие создание видимого шика, богатства, бутафории аристократизма, духовного фаст-фуд. 


"Когда духовность смешивается с культурой, которая ценит скорость, многозадачность и получение немедленного удовлетворения, мы получаем духовный фаст-фуд. Он является результатом широкораспространенной и вполне понятной фантазии о том,что освободиться от страданий можно легко и быстро.Однако нам должно быть совершенно ясно: духовной трансформации нельзя добиться наскоком."


Спорим, хоть раз в жизни Вы в отчаянии спрашивали себя "Почему у нее браслетики разлетаются как пирожки, а я даже одно колье продать не могу?" или что-то в этом духе. Я тоже спрашивала себя и билась об стенку с криками "У нее примитивная цепочка с кулончиком стоит почти как мое колье, но у нее купили уже два, а у меня ни одного!" Так вот, все дело в пресловутой массовости! Люди предпочитают приобретать то же, что и у всех ( "видела вчера на соседке", "девочка в классе приносила" и т.д. и т. п.). А "все" носят что попроще, поудобней, что можно надеть и в пир и в мир (и на базар за мясом и в кафешку с друзьями). Хорошо это или плохо, пусть каждый для себя решает сам. Нам важнее понять, что дает это конкретно нам, создателям изделий ручного труда? 





Как я уже говорила в одной из статей, Вы должны решить сможете ли Вы работать на публику, учитывать их запросы и запросы современной моды или Вам важнее творить  продавать уже готовое, ценителям. Так вот, массовость - это и есть та самая "продажность". Хотите зарабатывать рукоделием здесь и сейчас - входите в ряды массовиков и штампуйте, штампуйте, штампуйте. Чем больше наштампуете, тем больше продадите. Я испробовала этот метод на себе: делала повторы кулонов по пять штук, продавала браслетики из цепочки и шармиков. Но потом я поняла - это не мое! Я люблю творить, размышлять над проектом, подбирать материалы, рисовать эскизы, компоновать элементы. Да, штамповка приносит мне небольшую сумму, но она же и отнимает все свободное время. Я перестала творить и стала "умирать". Появилась раздраженность, неудовлетворенность работой. Разве это хобби? Ведь оно должно приносить удовольствие! И я ушла из ремесленников. Для меня оказалось важнее получать моральное удовольствие от работы и искать другие пути заработка на рукоделии. Но об этом в следующих статьях.

Одним из последствий нашего темпа жизни стал фаст фуд, что в переводе означает "быстрая еда". Готовится при вас всего за несколько минут, по каллорийности не уступает хорошему ужину из двух блюд, съесть можно на ходу перебегая из одного офиса в другой. В нашем направлении подобным фаст фудом стали изделия сборки из фурнитуры и бусин. Этакий бижутерный фаст фуд, который создается за пол-часа ( а есть и те же несколько минут), доступен  как для создателя в материалах, так и для покупателя в стоимости, можно носить с чем угодно, перебегая из одного офиса в другой.

Искусство уже очень давно платит свою цену за проникновение в массы. Конечно, декоративно-прикладное искусство, это один из видов его "одомашнивания", но даже оно с каждым годом становится все проще, все доступней для бОльших масс. К чему это приводит? 

+ Любой желающий может почувствовать себя "творцом", создавая что-то своими руками.
- Для того, чтобы это был действительно любой, мастер классы становятся все примитивней.
- Из-за ощущения принадлежности к творчеству, все бОльшее количество людей начинают ощущать себя "творцами", а свои работы авторскими. Это приводит к тому, что мы видим примитивные массовые работы под заголовком "эксклюзивные авторские работы". А это приводит к замещению понятия "эксклюзив". Эксклюзив становится массовым, а "авторская работа" теряет значение "индивидуальная".

+ Все больше людей узнают об интересных видах ДПИ, их технологиях и даже могут попробовать себя в некоторых из них.
- Из-за примитивизма мастер классов, у людей создается впечатление, что любой вид ДПИ - это легко и просто. Это мнение ( в корне неверное) дает осознание того, что изделия ручного труда не стоят тех денег, что за них запрашивают, ведь то же самое можно сделать самому. Что приводит к осознанию того, что ДПИ это что-то простое, малокачественное и никак не относящееся к искусству.

Каждый первый может создавать что-то своими руками и каждый второй из создающих может зарабатывать рукоделием.
- Продавцы с примитивным товаром вытесняют с рынка более сложные изделия. Все больше людей предпочитают купить изделие "как у всех" по цене немногим дешевле эксклюзивных работ. В большинстве случаев это приводит к обесцениванию изделий ДПИ. Многие авторы видят выход в том, чтобы снизить цены на свои работы (что неправильно, просто проще всего). От этого страдают и сами авторы, снижающие цены до стоимости материалов и ниже, и художественные изделия, становящиеся в сознании людей, в один ряд по качеству и затратам сил и денег с простыми изделиями.
- Все больше людей ставят во главу угла заработок на рукоделии и создании изделий ДПИ. Искусство становится средством заработка, теряет свое прямое значение эстетического удовлетворения. Сейчас человек скорее займется рукоделием, потому что это самый простой и дешевый способ заработать на дому, нежели чтобы создать что-то ценное, красивое, что бы украсило нашу жизнь и быт, получить эстетическое наслаждение и подарить его другим.

Лично меня уже раздражают вопросы "И что тебе это дает?", "И прибыльное дело?", "А часто покупают?", "Зачем тебе это надо?" Ребята, не все на свете сводится к деньгам!

Таким образом, можно прийти к выводу, что массовость несет свою определенную пользу, но каждый сам должен решить для себя по какому пути идти.

Для меня важнее творить, а не продавать. Но я порадуюсь, если кто-то купит мое изделие)) Опять же, мне не все равно, кто купит у меня мое дитя. Мне важно знать, что его не разберут на бусины через неделю, мне хочется думать, что мое украшение носят, показывают гостям, используют для представлений или фотосессий. То есть, мне нужны ценители, коллекционеры, фотографы и актеры...Хотя это уже из темы "как найти своего покупателя, если ты творец" ))))

А что о массовости думаете Вы? Может у Вас есть своя история, связанная с темой? Буду рада почитать!

3 комментария:

  1. Приглашаю вас принять участие в конкурсе по рукоделию http://lebedushkca.ru/konkurs-podarok-svoimi-rukami, с хорошими денежными призами

    ОтветитьУдалить
  2. Верно сказано - либо творишь эксклюзив, либо продаёшь "ширпотреб"... Причём это касается не только бижутерии. Лично мне как-то даже стыдно, что покупают примитив, а не более изящные изделия - стало быть, меня знают именно как создателя этого самого примитива... Сама лишь недавно, сравнивая свои работы с работами других мастеров, осознала, во сколько раз занижаю цены. Но шопоголиков, скупающих примитив "как у всех", всегда было и будет много, а тонких ценителей - очень мало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, в принципе, нет ничего плохого в ширпотребе. Но он тоже должен быть на уровне. И продавать такие вещи наверное нужно раздельно. В плане - ярмарки для товаров широкого потребления, выставки для рекламы и продажи дизайнерских вещей. Делать ведь можно и то и другое, участвовать и там и там. Но при разделении, у потребителей будут складываться совсем разные впечатления и формироваться вкус. Это как высокая мода и костомайзинг по ней (когда делают более простые модели для повседневного ношения из моделей высокой моды). В одежде эти разделения уже давно случились и народ уже более сведущ в обоих направлениях, поэтому не возникает такого количества путаниц. Думаю в декоративном искусстве, особенно в украшениях, стоит сделать такое же разделение, тогда один вид не будет зависеть от другого ни в ценах, ни в оценке.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...