воскресенье, 12 мая 2013 г.

Коллекция или серия?

Рассматривать будем не противопоставление коллекция-собирательство, а коллекция-серия? как производство чего-либо. В нашем случае украшений.

И снова этот вопрос впервые был поднят на сайте Салон Эксклюзивного бисера.


Очень часто мы создаем сразу несколько украшений в одном стиле или одного типа. Но так же часто можно увидеть, что не все понимают разницу между серией украшений и коллекцией. Когда наши украшения можно объединить в коллекцию, а когда это просто серия? Попробуем разобраться.

И как обычно начнем с определений:

Серия — совокупность предметов, обладающих одним или несколькими общими объединяющими признаками.



В принципе ничего сложного. Бисерные украшения можно объединить в серии по технике, по виду бисерного рукоделия, по виду украшения и т. д. Например серия брошей, серия вязанных жгутов.






Начальное определение слова "коллекция" следующее:


Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.


Определение по Ожегову, которое нас интересует:


Коллекция - совокупность предметов, растений, животных, представляющая внутреннюю целостность. 


Юридический словарь дает следующее определение:


Коллекция - совокупность предметов, объединенных общей социальной, культурной, эстетической или иной целью и составляющих единое целое (К. произведений живописи, монет, марок и др.). В гражданском обороте К. рассматривается как единая, неделимая вещь, хотя бы она и состояла из множества предметов. 


Во всех трех определениях мы можем увидеть, что коллекция обязательно обуславливается целостностью, а не только общими признаками.

Я честно искала материал по коллекциям ювелирных украшений, но в интернете ничего нужного не нашла. Скорей всего в институтах такое изучают, но в сети мало информации по этому поводу. Поэтому мне подумалось о другом.


Коллекцию украшений очень удобно рассматривать через коллекцию одежды, так как украшения - это часть образа, облика человека. Они всегда подбираются в зависимости от стиля . Стиль украшений зависит от стиля одежды. Поэтому я решила почитать материал на эту тему, которого оказалось вполне достаточно для того, чтобы понять разницу.


Итак, давайте рассмотрим разработку коллекции одежды, попробуем сравнить с созданием украшений из бисера и таким образом постараемся выявить признаки, отличающие коллекцию от серии.


Для начала в принципе можно посмотреть какие художественные системы встречаются в проектировании одежды:


Моносистема. Модельер разрабатывает модели определенного ассортимента, например только блузки. В нашем творчестве встречается очень редко, но иногда бывает, что у мастера преобладают изделия определенного вида, например колье или браслеты.


Семейство. Модельер решает композицию каждой модели на одной общей конструктивной основе. В данной системе все проектируемые изделия, связанные общей конструктивной формой в рамках текущей моды, различаются по моделям. Различными могут быть материал, форма деталей, их расположение, отделка и др. Суть художественной системы «семейство» иллюстрируется на рисунке, где показано пять женских блузок, имеющих общую конструктивную основу, но различающихся по моделям.






То есть по сути это и есть серия, если говорить об украшениях из бисера. Например вот эти мои кулончики: в них использован разный материал (различные кабошоны, разная оплетка); они все разной формы, различных цветов. Но при этом они схожи своей конструкцией.








Гарнитур означает полный набор предметов (изделий), служащих для какой-либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки. Перед модельером стоит задача разработки нескольких предметов костюма одного стиля из одного или нескольких общих для всех моделей материалов конкретного назначения. Число предметов в гарнитуре может быть различным: их может быть два, три, четыре. Это, например, пальто или костюм с головным убором, платье с жакетом и т.п.




Например моя "Нереида" - это получается гарнитур. Единый стиль, одинаковые материалы.




Комплект (в переводе с латинского означает “полный”) – это полный набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному, конкретному назначению. Одежда и предметы в комплекте связаны между собой стилевым единством художественного решения формы. Важной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Замена одной вещи другой, взятой из комплекта, не должна нарушать его художественную целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, должны быть равнозначны друг другу. Связь частей комплекта строится на использовании различных отношений и ритмического повторения каких-либо составных первичных элементов формы: силуэта, линий, цвета, отделки и др. На рисунке — летний повседневный комплект, состоящий из костюма с короткими рукавами, блузки, шорт, головного убора, головной повязки.








Чем отличается гарнитур от комплекта? Я думаю здесь различие в следующем: если к гарнитуру "Нереида" добавить кулон, серьги, браслет попроще и т.д., то есть элементы, которые мы сможем взаимозаменять и сочетать в любом количестве - это будет комплект. Если оставить только те элементы, которые надеваются единовременно (колье, браслет, серьги) - это будет гарнитур. То есть в гарнитуре все надевается сразу и сменных и заменяемых частей нет. Получается комплектом в бисерных украшениях можно назвать не только набор украшений, но и трансформеры.


Трансформер "Страж легенд"




Проектирование одежды в художественной системе ан­самбль более высокий уровень и более сложная ступень творчества. В костюме – это совокупность составляющих его предметов, решенных по определенному идейно-художественному замыслу. В профессиональном, узком смысле слова ансамбль – это продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретной ситуации, для выражения художественного образа. Для ансамбля характерны многослойность, обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в сопод­чинении. К изделиям системы «ансамбль» относятся:

- нарядный туалет*;
- костюм для торжественных случаев;
- костюм для свадьбы;
- костюм специального назначения;
- сценический костюм.


Отдельно в бисерных изделиях вряд ли можно выделить ансамбль, так как это уже целый образ. В данном случае украшения будут являться частью образа, частью ансамбля. Вне данного образа они будут комплектом или гарнитуром, но смотреться идеально будут только как часть данного образа.

Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части могут быть неравнозначны между собой.  Главное назначение художественной системы “ансамбль”– это разработка новых художественных предложений, пропаганда нового образного направления моды и творческой работы художника-модельера.


Для одновременного показа большого числа моделей их нужно объединить, связать в единое целое, отражающее стиль времени, образ жизни и требования развития моды. Все это приводит к необходимости разработки новой, широкой по своему значению, охвату вещей художественной системы – коллекция.


Художественная система «коллекция» в проектировании одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей идеей, эмоционально-художественной выразительностью образа, единством стиля, формы, цветового решения и применяемых материалов. Коллекция может состоять из различных элементов — моделей, комплектов, ансамблей, дополнений,
аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно завершен и обладает целостностью. В свою очередь, коллекция, состоящая из таких костюмов, представляет собой гармоничную цельную систему, в которой каждый элемент (костюм) связан с другими составляющими и наоборот. Вся коллекция строится по законам композиции.

Коллекция — это не механическое объединение разных моделей в одну группу. Коллекцию как художественную систему отличают признаки, присущие любой пластической композиции.

Общность моделей модной коллекции обозначается тематическим девизом. Девиз выражает назначение коллекции, средства согласования или единства форм.

Признаками коллекции являются: цельность; единство стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, базовой формы и конструкции; единство типов и образов.

Главный признак коллекции моделей — ее цельность. Цельность коллекции достигается путем использования в ней гармонизирующих факторов:

  • стилевое единство;
  • единство формы;
  • единая цветовая грамма;
  • единая структура и фактура материалов;
  • единство образного решения.
Важным признаком коллекции, от которого зависит эмоционально-образное воздействие на зрителя, является динамикаДинамичность коллекции предполагает развитие по основным направлениям:
  • основной идеи коллекции;
  • композиционного решения;
  • конструктивного решения;
  • тонального ряда коллекции;
  • цветового ряда коллекции.
Центральная идея коллекции должна развиваться от модели к модели, представляя на суд зрителя все возможные варианты и нюансы развития главной идеи. Композиционное построение коллекции диктует наличие в ней композиционного центра. Дизайнеру необходимо выбрать одну или несколько моделей костюмов, которые наиболее полно и убедительно выразят идею коллекции. Эти модели, являющиеся кульминацией всей
коллекции, могут быть выделены следующими выразительными элементами знаковой системы костюма:
  • формой и силуэтом;
  • объемом;
  • пластикой;
  • колоритом;
  • фактурой;
  • декором.
Развитие конструктивного решения коллекции предполагает динамичную выразительность нюансов кроя.

Обязательным условием грамотно разработанной коллекции является построение развития ее тонального ряда. Коллекция должна иметь свой тональный композиционный центр, причем он не всегда может совпадать с центральными моделями коллекции. 

Требования, предъявляемые к модной кол­лекции, определяются ее значением как худо­жественной системы и заключаются в следую­щем:
  • художественной, образной разработке темы;
  • новизне разработок формы моделей;
  • стилистической ясности разработок моделей в рамках темы;
  • композиционной связи моделей в коллек­ции;
  • наличии «сценария» сюжетного плана кол­лекции моделей;
  • наличии «сценария» показа и «режиссуры» показа.
Модная коллекция моделей может быть показана зрителям и в других формах — гра­фической, рисованной, в фотографиях журна­лов мод, на рекламных проспектах или стан­ковых эскизах.

При графической форме показа коллекции «сценарий» и «режиссура» заменяются экспо­зицией и компоновкой листов (страниц) графи­ческой коллекции, обложки и разворотов жур­нала.

Как мы видим коллекция и серия очень сильно отличаются друг от друга. Чтобы создать настоящую полноценную коллекцию, нужно проделать огромную работу по подготовке к ней. Конечно, если мы создаем ее не для модного показа, то некоторые нюансы можно опустить. Но важно помнить, что украшения в коллекцию всегда объединяет смысл, у коллекции всегда есть какая-то цель, задача, которую она решает.

Интересно что нужно для создания коллекции? Будем узнавать это в следующем посте! А потом попробуем создать свою собственную коллекцию, используя полученные знания. Сможем?) 

Использованы материалы:

1 комментарий:

  1. Спасибо за теорию! Интересно было почитать и рассматривать ее в картинках)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...