среда, 5 декабря 2012 г.

Ремесленник, ДПИшник, хэндмейдер

Недавно мне задали вопрос: "-А чем отличаются ремесленник, ДПИшник и хэндмейдер?"  "- По большому счету ничем" - ответила я. В том контексте, в котором был задан вопрос действительно различий не было, так как было просто деление - пожилые - ремесленники, молодежь хэндмейдеры, работники музея - ДПИшники. Но позже я задумалась: а действительно, чем на сегодняшний день отличаются эти три слова? И когда их можно объединить в один смысл, а когда стоит различать понятия? И кто я - ремесленник, ДПИшник или хэндмейдер? Вам интересно узнать кто Вы? тогда присоединяйтесь к моим размышлениям!

Возьмем первое слово "ремесленник". В одной из статей я уже рассказывала о ремесленниках и творцах. Но там это слово было в переносном смысле, как противопоставление "творцу". Сегодня в обиходе чаще всего можно услышать именно это значение, особенно среди творческой тусовки. Изначально же ремесленник - это человек, который создает изделия на продажу или заказ при помощи ручного труда со своими собственными средствами производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов. 

ДПИшник, то есть человек, который занимается декоративно-прикладным искусством. 


Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Основные виды декоративно-прикладного искусства:
  • Батик
    • Холодный батик
    • Горячий батик
  • Гобелен
  • Нитяная графика
  • Кружевоплетение
  • Художественная резьба
    • Резьба по камню
    • Резьба по дереву
    • Резьба по кости
  • Керамика
  • Вышивка
    • Древнерусское лицевое шитье
  • Вязание
    • Вязание крючком
    • Вязание спицами
  • Макраме
  • Ковроделие
    • Ворсовый ковёр
    • Безворсовый ковёр
  • Ювелирное искусство
  • Лаковая миниатюра
    • Палехская миниатюра
    • Федоскинская миниатюра
    • Холуйская миниатюра
    • Мстерская миниатюра
  • Художественная роспись по дереву
    • Городецкая роспись
    • Хохлома
    • Мезенская роспись по дереву
  • Художественная роспись по металу
    • Жостовская роспись
  • Художественная роспись по керамике
    • Гжель
    • Дымковская игрушка
    • Филимоновская игрушка
  • Художественное вырезание из бумаги
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная обработка металла
    • Христианская оловянная миниатюра
    • Художественная ковка
    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
    • Художественное литье из чугуна
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Работа со стеклом
    • Витраж
    • Витражная роспись
    • Мозаика
  • Набойка
  • Бисероплетение
  • Песочное шоу

И, наконец, хэндмейдер. Это слово совсем недавно пришло в русский язык и прочно там поселилось. Изначально это даже и не слово, а фраза hand made, которая означает "сделано в ручную". К нам скорей всего пришло из иностранных мастер классов, которые стали просачиваться через интернет. Таким образом не самые умные и опытные люди стали называть все, что сделано руками - хэндмейд. Причем на русском эта фраза вскоре утратила свое прямое фразовое значение и превратилось в существительное, которое стало "переводиться" как "рукоделие". Появились такие выражения, как "это сделано хэндмейд", "это хэндмейд", "я занимаюсь хэндмейдом", "я делаю хэндмейд", "я - хэндмейдер". С точки зрения этимологии, в принципе недопустимые фразы, например "я - хэндмейдер" для иностранца будет переводиться как "я рукамиделанныйель". Смешно, неправда ли? Но у нас в языке попросту появилось новое слово, которое для иностранцев требует очередного перевода. Дальше - больше. Великий и Могучий Интернет стал рассадником примитивных мастер классов. Мастер классы, которые рассчитаны на среднестатистического обывателя. Все эти МК стали зваться новым модным словечком и позднее стали прочно с ним ассоциироваться. Таким образом, сегодня слово хэндмейд означает не просто рукоделие, а создание наипростейших вещей, которые по сути может сделать каждый, если очень захочет. То есть хэндмейдер - это ремесленник в его втором значении, только еще проще.

К какому же выводу мы приходим? 

ДПИшник

а) человек, создающий предметы искусства, ручным производством
б) по сути человек творец, который противопоставляется второму значению ремесленника

Ремесленник

а) человек, который создает изделия на продажу или заказ при помощи ручного труда, в тч изделия народных промыслов
б) человек обладающий навыками работы ручного труда, создающий шаблонные вещи

Хэндмейдер

человек, который создает изделия на продажу или для декора быта, обладающий минимальными навыками ручного труда, создающий шаблонные вещи, чаще всего "полуфабрикаты" (сборка бижутерии, например)

Что еще можно добавить: ремесло может быть частью ДПИ. По сути, человек который создает вещи на продажу может создавать изделия художественные. В общем эти два понятия тесно связаны между собой. Можно только разделить ремесленников-создателей изделий народных промыслов и ремесленников создателей изделий ДПИ. Хотя наверное и эти два вида могут пересекаться.

Таким образом, если мы говорим "человек, который занимается производством изделий посредством ручного труда" - мы можем использовать любое из этих понятий (синоним "рукодельник", "мастер"). Если мы говорим конкретно - вышивка рушников (валяние ковров и тд). То человек уже будет ремесленником. А если он производит не просто бытовые вещи, но при этом и декоративные - то он будет еще и ДПИшником

Так кто же в итоге я? Как мне себя определить? Так как бисерное рукоделие, это все-таки вид ДПИ, а не народный промысел, то в первую очередь я ДПИшник (это мы выбрали из вариантов "а"). Далее, я по своей сути человек-творец, так как мне проще придумать самой, чем обращаться к уже готовым шаблонам. И я однозначно не хэндмейдер, потому что создание авторских вещей из бисера к шаблонной полуфабрикатной бижутерии вряд ли можно отнести. В общем, получается я - творец-ДПИшник))))))))

В одной из следующих статей, я расскажу как я определяю для себя стадии развития человека от ремесленника до творца, как это связано с человеческим мировоззрением и можно ли в себе развить творческие способности.

А пока было бы интересно узнать, к какому понятию "рукодельник" Вы отнесли себя?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...